Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Нам часто встречались уравнения вида ax + b = 0, где a, b — числа, x — переменная. Например, 5x - 8 = 0, x + 4 = 0, -7x - 11 = 0 и т. д. Числа a, b (коэффициенты уравнения) могут быть любыми, исключается лишь случай, когда a = 0.
Уравнение ax + b = 0, где a ≠ 0, называют линейным уравнением с одной переменной x (или линейным уравнением с одним неизвестным x). Решить его, т. е. выразить x через a и b, мы с вами умеем:
ax = -b;
x = -\frac{b}{a}
Рассмотрим такую реальную ситуацию.
Из городов A и B, расстояние между которыми 500 км, навстречу друг другу вышли два поезда, каждый со своей постоянной скоростью. Известно, что первый поезд вышел на 2 ч раньше второго. Через 3 ч после выхода второго поезда они встретились. Чему равны скорости поездов?
Составим математическую модель задачи. Пусть x км/ч — скорость первого поезда, y км/ч — скорость второго поезда. Первый был в пути 5 ч и, значит, прошел путь 5x км. Второй поезд был в пути 3 ч, т.е. прошел путь Зy км. Их встреча произошла в пункте C. На рисунке 31 представлена геометрическая модель ситуации. На алгебраическом языке ее можно описать так:
5x + 3y = 500
Рисунок к задаче

Рис. 31

или
5y + 3x -500 = 0.
Эту математическую модель называют линейным уравнением с двумя переменными x, y.
Вообще,
ax + by + c = 0,
где a, b, c — числа, причем a ≠ 0, b ≠ 0, — линейное уравнение с двумя переменными x и y (или с двумя неизвестными x и y).
Вернемся к уравнению 5x + 3y = 500. Замечаем, что если x = 40, y = 100, то 5 • 40 + 3 • 100 = 500 — верное равенство. Значит, ответ на вопрос задачи может быть таким: скорость первого поезда 40 км/ч, скорость второго поезда 100 км/ч. Пару чисел x = 40, y = 100 называют решением уравнения 5x + 3y = 500. Говорят также, что эта пара значений (x; y) удовлетворяет уравнению 5x + 3y = 500.
К сожалению, это решение не единственно. В самом деле, возможен и такой вариант: x = 64, y = 60; действительно, 5 • 64 + 3 • 60 = 500 — верное равенство. И такой: x = 70, y = 50 (поскольку 5 • 70 + 3 • 50 = 500 — верное равенство).
А вот, скажем, пара чисел x = 80, y = 60 решением уравнения не является, поскольку при этих значениях верного равенства не получается: 5 • 80 + 3 • 60 ≠ 500.
Вообще, решением уравнения ax +by + c = 0 называют всякую пару чисел (x; y), которая удовлетворяет этому уравнению, т. е. обращает равенство с переменными ax + by + c = 0 в верное числовое равенство. Таких решений бесконечно много.

Замечание. Вернемся еще раз к уравнению 5x + Зy = 500, полученному в рассмотренной выше задаче. Среди бесконечного множества его решений имеются, например, и такие: x = 100, y = 0 (в самом деле, 5 • 100 + 3 • 0 = 500 — верное числовое равенство);  x = 118, y = - 30 (так как 5 • 118 + 3 • (-30) = 500 — верное числовое равенство). Однако, являясь решениями уравнения, эти пары не могут служить решениями данной задачи, ведь скорость поезда не может быть равной нулю (тогда он не едет, а стоит на месте); тем более скорость поезда не может быть отрицательной (тогда он едет не навстречу другому поезду, как сказано в условии задачи, а в противоположную сторону).

Пример 1. Изобразить решения линейного уравнения с двумя переменными x+ y - 3 = 0 точками в координатной плоскости xOy.
Решение. Подберем несколько решений заданного уравнения, т. е. несколько пар чисел, которые удовлетворяют уравнению: (3; 0), (2; 1), (1; 2) (0; 3), (-2; 5).
Построим в координатной плоскости xOy точки A (3; 0), B (2; 1), C (1; 2), D (0; 3), E (-2; 5) (рис. 32). Обратите внимание: все эти пять точек лежат на одной прямой l, проведем ее.
Координатная плоскость и прямая, проведенная через точки

Рис. 32

Говорят, что прямая l является графиком уравнения x + y - 3 = 0. Говорят также, что прямая l — геометрическая модель уравнения x + y - 3 = 0 (или x + y = 3).
Итак, если пара чисел (х; у) удовлетворяет уравнению x + y - 3 = 0, то точка M (x; y) принадлежит прямой l; если точка M(x; y) принадлежит прямой l, то пара (x; y) — решение уравнения x + y - 3 = 0. Например, точка P (6; -3) принадлежит прямой l (рис. 32) и пара (6; -3) — решение уравнения x + y - 3 = 0.
Подведем итоги:
Реальная ситуация
(словесная модель)
Алгебраическая модель Геометрическая модель
Сумма двух чисел равна 3 x + y = 3
(линейное уравнение с двумя переменными)
прямая l на рисунке 32
(график линейного уравнения с двумя переменными)

Теорема 1. Графиком любого линейного уравнения ax + by + c = 0 является прямая.

Доказать теорему нам с вами пока не под силу — это будет сделано позднее, в курсе геометрии. Но пользоваться теоремой мы, конечно, имеем право уже сейчас.

Пример 2. Построить график уравнения 3x - 2y + 6 = 0.
Решение. Подберем несколько решений заданного уравнения:
График уравнения

Рис. 33

1) (0; 3); в самом деле, если x = 0, y = 3, то 3 * 0 - 2 * 3 + 6 = 0 — верное равенство (в уравнение 3x - 2y + 6 = 0 мы подставили значения x = 0, y = 3);
2) (-2; 0); действительно, если x = - 2, y = 0, то 3 * (-2) - 2 * 0 + 6 = 0 — верное равенство;
3) (2; 6); если x = 2, y = 6, то 3 * 2 - 2 * 6 + 6 = 0 — верное равенство;
4) (4; 9); если x = 4, y = 9, то 3 * 4 - 2 * 9 + 6 = 0 — верное равенство.
Построим точки (0; 3), (-2; 0), (2; 6), (4; 9) на координатной плоскости xOy. Они лежат на одной прямой, проведем ее (рис. 33). Эта прямая и есть график уравнения 3x - 2y + 6 = 0.

Пример решен, хотя и верно, но очень нерационально. Почему? Давайте рассуждать.
1. Мы знаем, что графиком линейного уравнения 3x - 2y + 6 = 0 является прямая (это утверждается в теореме). Чтобы провести прямую, достаточно указать две ее точки. Через две точки можно провести прямую и притом только одну — этому нас учит геометрия. Поэтому построенные выше четыре точки — это явный перебор. Достаточно было построить точки (0; 3) и (-2; 0) и с помощью линейки провести через них прямую.
2. Решения данного уравнения мы подбирали, т.е. угадывали. Угадать что-либо всегда труднее, чем действовать по определенному правилу. Нельзя ли было и здесь не угадывать, а действовать по какому-то правилу? Можно. Например, так. Дадим переменной x конкретное значение, например x = 0 (обычно пишут х1 = 0). Подставив это значение в уравнение 3x - 2у + 6 = 0,
получим: 3 • 0 - 2y + 6 = 0, т.е. -2y + 6 = 0. Из этого уравнения находим: y = 3 (обычно пишут у1 = 3). Значит, если x = 0, то y = 3; пара (0; 3) — решение данного уравнения.
Дадим переменной x еще одно конкретное значение, например x = -2 (обычно пишут x2 = -2). Подставив это значение в уравнение 3x - 2y + 6 = 0, получим: 3 • (-2) - 2y + 6 = 0, т. е. - 2y = 0. Из этого уравнения находим y = 0 (обычно пишут y2 = 0). Значит, если x = -2, то y = 0; пара (- 2; 0) — решение данного уравнения.
Вот теперь мы в состоянии сформулировать алгоритм построения графика линейного уравнения ax + by + c = 0 (где, напомним, a, b, c — любые числа, но a ≠ 0, b ≠ 0).

Алгоритм построения графика уравнения ax + by + c = 0
  1. Придать переменной x конкретное значение х = x1; найти из уравнения ax1 + by + c = 0 соответствующее значение y: y = y1.
  2. Придать переменной x другое значение x = x2 найти из уравнения ax2 + by + c = 0 соответствующее значение y: y = y2.
  3. Построить на координатной плоскости xOy две точки (x1; y1) и (x2; y2).
  4. Провести через эти две точки прямую — она и будет графиком уравнения ax + by + c = 0.
Замечание. Чаще всего на первом шаге алгоритма берут значение x = 0. Второй шаг иногда немного изменяют: полагают y = 0 и находят соответствующее значение x.

Пример 3. Построить график уравнения
График уравнения

Рис. 34


4x + 3y - 12 = 0.
Решение. Будем действовать по алгоритму (с учетом замечания).
1) Положим x = 0, подставим это значение в уравнение 4x + 3y - 12 = 0, получим:
4 \cdot 0 + 3y - 12 = 0, \; 3y - 12 = 0, \; y = 4.
2) Положим y = 0, подставим это значение в уравнение 4x + 3y - 12 = 0, получим:
4 \cdot x + 3 \cdot 0 - 12 =0, \; 4x - 12 = 0, \; x = 3.
3) Построим на координатной плоскости xOy две точки: (0; 4) — она найдена на первом шаге алгоритма и (3; 0) — она найдена на втором шаге.
4) Проведем через точки (0; 4) и (3; 0) прямую. Это и есть искомый график (рис. 34).

Пример 4. Иванов и Петров посадили на своих садовых участках яблони, причем Петров посадил яблонь в 2,5 раза больше, чем Иванов. На следующий год они увеличили число яблонь (подсадили новые саженцы), причем у Иванова стало яблонь в 3 раза больше, чем было, а у Петрова в 2 раза больше, чем было. В итоге у них вместе стало 16 яблонь. Сколько яблонь посадили Иванов и Петров в первый год?
Решение.
Первый этап. Составление математической модели.
Пусть х — число яблонь, посаженных в первый год Ивановым, а y — число яблонь, посаженных в первый год Петровым. По условию задачи y = 2,5x. Здесь целесообразно умножить обе части уравнения на 2, получим: 2y = 5х. Это уравнение перепишем в виде:
5x - 2y = 0. \; (1)
Далее, на второй год Иванов увеличил число саженцев на своем участке в 3 раза и, значит, у него стало Зx яблонь. Петров увеличил число саженцев на своем участке в 2 раза, т. е. у него стало 2у яблонь. По условию у обоих в сумме стало 16 яблонь, т. е. 3x + 2y= 16. Перепишем это уравнение в виде
3x + 2y - 16 = 0. \; (2)
Математическая модель задачи готова, она состоит из двух линейных уравнений с двумя переменными x и y — из уравнений (1) и (2). Обычно в таких случаях уравнения записывают одно под другим и используют специальный символ — фигурную скобку:
\begin{Bmatrix}
5x-2y = 0, \\ 
3x + 2y - 16 = 0.
\end{matrix} (3)


Пересечение графиков уравнений

Рис. 35

Второй этап
. Работа с составленной моделью.
Интересующая нас пара чисел (x; y) должна удовлетворять и уравнению (1), и уравнению (2), т. е. интересующая нас точка (x; y) должна лежать как на прямой (1), так и на прямой (2). Что делать?
Ответ очевиден: надо построить прямую (1), затем прямую (2) и, наконец, найти точку пересечения этих прямых.

1) строим график уравнения 5x - 2y = 0. Если x = 0, то y = 0; если x = 2, то y = 5. Проведем
через точки (0; 0) и (2; 5) прямую l1 (рис. 35).
2) строим график уравнения 3x + 2y - 16 = 0. Если x = 0, то y = 8; если x = 2, то y = 5. Проведем через точки (0; 8) и (2; 5) прямую l2 (см. 35).
3) прямые l1 и l2 пересекаются в точке (2; 5), т. е. x = 2, y = 5.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Спрашивается, сколько яблонь посадили в первый год Иванов и Петров, т. е. чему равны x и y? Ответ на этот вопрос уже получен: x = 2, y = 5.
Ответ: в первый год Иванов посадил 2 яблони, а Петров — 5 яблонь.
Как видите, не зря мы с вами учились строить графики линейных уравнений с двумя переменными. Это позволило нам от одной математической модели (алгебраической модели (3)) перейти к другой математической модели — геометрической (две прямые на координатной плоскости на рисунке 35), что и дало возможность довести решение до конца.
Категория: Мои статьи | Добавил: Haker (06.12.2011)
Просмотров: 13528 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]